Игорь северянин

Игорь северянин

ПОЭЗА О ЛЮДЯХ

Разве можно быть долго знакомым с людьми?
И хотелось бы, да невозможно! —
Всё в людских отношеньях тревожно:
То подумай не так, то не эдак пойми!..

Я к чужому всегда подходил всей душой:
Откровенно, порывно, надежно.
И кончалось всегда неизбежно
Это тем, что чужим оставался чужой.

Если малый собрат мне утонченно льстит,
Затаённо его презираю.
Но несноснее группа вторая :
Наносящих, по тупости, много обид.

И обижен-то я не на них: с них-то что
И спросить, большей частью ничтожных?!
Я терзаюсь в сомнениях ложных:
Разуверить в себе их не может никто!

И останется каждый по-своему прав,
Для меня безвозвратно потерян.
Я людей не бегу, но уверен,
Что с людьми не встречаются, их не теряв…

1915

«Ассоциация эгофутуризма» и поэзоконцерты

В 1910 году главное литературное течение начала XX века — символизм — стало переживать кризис: обнаружились внутренние противоречия и разные взгляды символистов на задачи искусства. Игорь Северянин выступил с идеей создания нового направления — эгофутуризма. В «Ассоциацию эгофутуризма» вошли поэты: Константин Олимпов и Иван Игнатьев, Вадим Баян и Георгий Иванов. В интервью одной белградской газете Игорь Северянин рассказал о создании нового направления и подчеркнул, что его «главной целью было утверждение своего «я» и будущего. А главной доктриной была «Душа-истина»». Кружок эгофутуристов существовал недолго: уже через год после его образования поэты разошлись, а Игорь Северянин написал «Эпилог эгофутуризма».

Еще более громкая известность пришла к Северянину после того, как в 1913 году вышел его первый том стихов «Громокипящий кубок», в издании которого поэту помогал писатель Федор Сологуб. В этом же году Северянин вместе с Федором Сологубом и Анастасией Чеботаревской совершил свое первое турне по России. В эти годы слава поэта граничила с идолопоклонничеством: поэзоконцерты, как называл их сам поэт, буквально ломились от публики, завороженной своеобразной музыкальной манерой чтения. Игорь Северянин выступал в длинном черном сюртуке. Меря сцену большими шагами, он читал поэзы нараспев, не смотря в зрительный зал. Поэт Абрам Арго в книге «Своими глазами: книга воспоминаний» писал о выступлениях Северянина:

В разгар Первой мировой войны Игорь Северянин стал выпускать сборники один за другим: «Ананасы в шампанском», «Наши дни», «Поэзоантракт». Однако они уже не вызывали такого восторга, как «Громокипящий кубок». Критика ругала поэта за то, что он эпатировал публику, использовал множество иностранных и выдуманных слов. Поэт Валерий Брюсов отозвался о нем в статье 1915 года: «Как только Игорь Северянин берется за тему, требующую преимущественно мысли… бессилие его обнаруживается явно. Игорю Северянину недостает вкуса, недостает знаний».

ОТЛИЧНОЙ ОТ ДРУГИХ

Ты совсем не похожа на женщин других:
У тебя в меру длинные платья,
У тебя выразительный, сдержанный стих
И выскальзывание из объятья.

Ты не красишь лица, не сгущаешь бровей
И волос не стрижёшь в жертву моде.
Для тебя есть Смирнов, но и есть соловей,
Кто его заменяет в природе.

Ты способна и в сахаре выискать «соль»,
Фразу — в только намёкнутом слове…
Ты в Ахматовой ценишь бессменную боль,
Стилистический шарм в Гумилёве.

Для тебя, для гурманки стиха, острота
Сологубовского триолета,
И, что Блока не поцеловала в уста,
Ты шестое печалишься лето.

А в глазах оздоравливающих твоих —
Ветер с моря и поле ржаное.
Ты совсем не похожа на женщин других,
Потому мне и стала женою.

1927

В ПЯТИ ВЕРСТАХ ПО ПОЛОТНУ

Весело, весело сердцу! Звонко, душа, освирелься!
Прогрохотал искромётно и эластично экспресс.
Я загорелся восторгом! Я загляделся на рельсы!
Дама в окне улыбалась, дама смотрела на лес.

Ручкой меня целовала. Поздно! Но как же тут «раньше»?
Эти глаза … вы — фиалки! Эти глаза… вы — огни!
Солнце, закатное солнце! Твой дирижабль оранжев!
Сяду в него — повинуйся — поезд любви обгони!

Кто и куда? — Не ответит. Если и хочет, не может.
И не догнать, и не встретить. Грёза — сердечная моль.
Все, что находит — теряет сердце мое … Боже, боже!
Призрачный промельк экспресса дал мне чаруйную боль.

май 1912

Лучшие стихи Игоря Северянина

Игорь-Северянин (настоящее имя — Игорь Васильевич Лотарёв) (1887 — 1941) — русский поэт «Серебряного века».

Название Тема Дата
Балтийское море Стихи о природе 1918
Царство здравого смысла Стихи о поэзии 1915
Когда ж? 1940
Сердцу — сердце Стихи о природе 1907
Медальоны: Прутков 1927
В лесу осеннем Стихи о природе, Стихи о всех временах года, Стихи про осень 1935
Баллада I (Баллад я раньше не писал) Стихи о природе 1916
Заклинание Стихи о природе, Стихи о цветах 1914
Россини Серебряный век Октябрь 1917 г., Петроград
Еще вы девушка
Евгения 1909
Virelai 1912
Блестящая поэза Сarl Sarap’ile 1920-1921
Письмо («Ну, что ты делаешь? — ты говоришь в письме…») 1905
Медальоны: Уитмен 1926
Медальоны: Верди 1926
Мне плакать хочется… Серебряный век 13 января 1917, Гатчина
Поэзоконцерт 1911
Фелиссе крут (надпись на «Менестреле») 1920-1921
Медальоны: Николай Орлов 1936
Зизи 1910
Письмо Златы 1921
Поклонница 1915
Фиолетовое озерко Стихи о природе 1923
Вдохновение Стихи о природе 1910
Иногда… 1909
Она меня так баловала… Стихи о поэзии 1909
Цыгане в пути 1909
Ее питомцы Серебряный век Декабрь 1923 г.
Поездка в Рильский монастырь (в Болгарии) Стихи о природе 1932
Певица лилий полей Сарона 1909
Медальоны: Некрасов 1925
Лиробасня Стихи о природе 1911
Что ни верста… 1933
Поэза спичечнаго коробка 1914
Отличной от других Стихи о поэзии 1927
Неразгаданные звуки 1903
Прогулки Ингрид 1916
Эпилог 1912
Медальоны: Т.А. Гофман 1926
В девять лет… 1931
Солнечным путем Стихи о природе 1930
Медальоны: Россини 1917
Стеклянная дверь 1919
Рондолет 1910
Паганелю Стихи о природе, Стихи о дружбе, Стихи о дружбе и природе 1923
Орлий клич 1934
На голос весенней новеллы Стихи о природе 1911
В блесткой тьме Стихи о поэзии 1913
С ядом у костра 1912
Адриатическая бирюза Стихи о природе 1931
Литавры солнца Стихи о природе 1923
Поэза белой сирени Серебряный век, Стихи о любви Июнь 1917 г., Гатчина
Доказательство рабства 1918
Романс («Во сне, убаюканном ночью…») 1909
Америка (по Жюль-Верну) Стихи о природе 1924
Рябиновая поэза Стихи о природе 1916
Ее каприз Стихи о поэзии 1918
Прошли года… 1909
Под Шарля Бодлера. Музыка 1909
Стареющий поэт 1933
Великому современнику день 20 ноября 1907 г Стихи о природе, Стихи о зимней природе, Стихи о всех временах года 1909
Увертюра (Ананасы в шампанском!..) Серебряный век Январь 1915 г.
Тебя провожать, чтобы встретить потом…
Земля и солнце (вселенская поэма) Стихи о природе 1911
Колье рондо Стихи о природе 1915
Солнечный дикарь (утопическая эпопея) 1924
Прелюдия («Воспетое Лохвицкой Миррой…») Стихи о природе 1914
Памяти О.Н. Чюминой 1909
Будь спокойна Стихи о природе, Стихи о всех временах года, Стихи про осень 1912
Поэза безнадежия 1915
Австралия (по Жюль-Верну) Стихи о природе 1924
Баллада XI (Экспресс уходит за фиорд) 1917
Мы были вместе… 1933
Вся в искрах-брызгах от взмаха весел… Стихи о природе 1909
Какая-то сплошная хлыстань… 1923
На смерть Фофанова Стихи о поэзии 1911
О люди жалкие, бессильные Серебряный век Сентябрь 1908 г.
Тебе ответ
Вот пятый год, как ты мне дорога…
Перунчик Стихи о природе, Стихи о поэзии 1914
Сириус (интродукция) 1909
Те, кто морит мечту… 1927
Дизэль I (Ветер ворвался в окно) Стихи о природе 1919
Звено любви 1909
Рондо XIX («Вервэна, упоенная морской…») 1919
Поэза разъяснения Серебряный век 9 ноября 1916, Гатчина
Медальоны: Георгий Иванов 1926
Балькис Стихи о поэзии 1909
Песенка о зайце Стихи о природе 1916

КАРЕТКА КУРТИЗАНКИ

Каретка куртизанки, в коричневую лошадь,
По хвойному откосу спускается на пляж.
Чтоб ножки не промокли, их надо окалошить, —
Блюстителем здоровья назначен юный паж.

Кудрявым музыкантам предложено исполнить
Бравадную мазурку. Маэстро, за пюпитр!
Удастся ль душу дамы восторженно омолнить
Курортному оркестру из мелодичных цитр?

Цилиндры солнцевеют, причёсанные лоско
И дамьи туалеты пригодны для витрин.
Смеётся куртизанка. Ей вторит солнце броско.
Как хорошо в буфете пить «крем-де-мандарин»!

За чем же дело встало? — к буфету, черный кучер!
Гарсон, сымпровизируй блестящий файв-о-клок…
Каретка куртизанки опять все круче, круче,
И паж к ботинкам дамы, как фокстерьер прилёг…

1911

Король поэтов Игорь Северянин

В январе 1918 года поэт перебрался из Петрограда с тяжело больной матерью, гражданской женой Еленой Семеновой и дочерью Валерией в небольшой поселок Тойла в Эстляндии (сегодня — Эстония). Спустя некоторое время он ненадолго съездил в Москву. 27 февраля в Большой аудитории Политехнического музея организовали поэтический вечер. Афиши висели по всему городу: «Поэты! Учредительный трибунал созывает всех вас состязаться на звание короля поэзии. Звание короля будет присуждено публикой всеобщим, прямым, равным и тайным голосованием. Всех поэтов, желающих принять участие на великом, грандиозном празднике поэтов, просят записываться в кассе Политехнического музея до 25 февраля».

Аудитория была переполнена: Владимиру Маяковскому, который в этот вечер читал «Революцию», едва хватало места, чтобы взмахнуть руками. Игорь Северянин явился под конец — в неизменном черном сюртуке, в своей привычной манере он нараспев прочел стихи из известного сборника «Громокипящий кубок» и победил. Публика наградила его титулом «Король поэтов». Маяковский стал вторым, Василий Каменский — третьим. В марте вышел в свет альманах «Поэзоконцерты», на обложке которого было указано: «Король поэтов Игорь Северянин».

Вскоре после этого Игорь Северянин окончательно перебрался в Эстонию. В 1919 году прошел его первый эстонский поэзоконцерт в Ревеле (сегодня Таллин) в Русском театре. Когда Эстония в 1920 году объявила свою независимость, поэт оказался в статусе вынужденного эмигранта. Однако в СССР он не вернулся. В эмиграции Северянин переводил на эстонский язык стихи, сотрудничал с рижскими, тартускими, берлинскими и русскими газетами. За все время эмиграции Игорь Северянин дал около 40 поэтических концертов, выпустил 17 книг, среди которых: «Классические розы», «Роман в строфах» «Рояль Леандра», «Запевка», «Не более, чем сон».

Игорь северянинМария Домбровская. 1920-е. Фотография: passion.ru

Игорь северянинИгорь Северянин. 1933. Фотография: russkiymir.ru

Игорь северянинФелисса Круут. 1940-е. Фотография: geni.com

В декабре 1921 года Северянин обвенчался с дочерью домовладельца Фелиссой Круут — это был единственный законный брак поэта. Круут тоже была писательницей. Она познакомила Игоря Северянина с популярными эстонскими литераторами, сопровождала его в поэтических поездках, помогала с переводами, делая для мужа подстрочники. Однако в 1935 году Северянин и Круут расстались, и поэт сначала переехал в Таллин, а затем в деревню Саркуль. В конце 30-х годов он практически не писал стихов, но переводил многих поэтов, в их числе — Адам Мицкевич, Христо Ботев, Пенчо Славейков и другие.

Скончался поэт после продолжительной болезни сердца 20 декабря 1941 года в Таллине, куда перебрался после того, как немцы оккупировали Эстонию. Он похоронен на Александро-Невском кладбище.

Лекция: «Игорь Северянин. Жизнь и творчество»Лектор: Олег Клинг

Игорь северянин

В ДЕРЕВУШКЕ У МОРЯ

В деревушке у моря, где фокстрота не танцуют,
Где политику гонят из домов своих метлой,
Где целуют не часто, но зато когда целуют,
В поцелуях бывают всей нетронутой душой;

В деревушке у моря, где избушка небольшая
Столько чувства вмещает, где — прекрасному сродни —
В город с тайной опаской и презреньем наезжая
По делам неотложным, проклинаешь эти дни;

В деревушке у моря, где на выписку журнала
Отдают сбереженья грамотные рыбаки
И которая гневно кабаки свои изгнала,
Потому что с природой не соседят кабаки;

В деревушке у моря, утопающей весною
В незабвенной сирени, аромат чей несравним, —
Вот в такой деревушке, над отвесной крутизною,
Я живу, радый морю, гордый выбором своим!

1927

Анализ стихотворения «Запевка» Северянина

Произведение «Запевка» Игоря Северянина впервые появилось на страницах сборника «Классические розы».

Стихотворение написано в 1925 году. Несколько лет назад поэт с семьей, обосновавшись в Эстонии, вдруг оказался отрезанным от России. Год начался многообещающе: поэт с успехом выступает на литературных вечерах, раздает долги. Однако вскоре накрывает черная полоса почти полного безденежья. Мир изменился, а Серебряный век пришел к своему закату. Даже с юбилеем начала восхождения поэта на литературный Олимп его мало кто поздравил. Он черпал утешение в семье, природе, привязанности немногочисленных друзей. По жанру – патриотическая лирика, только пафос в ней слит с душевностью, 3 строфы с парной рифмовкой. Автор не претендует на оду или гимн, нет в его бесхитростных строчках и грозного дыхания эпохи. В нескольких двустишиях он лишь благословляет утраченную Родину. Само название стиха – лишь зачин, вступление к песне. Исполняемой, прочувствованной народом, а не одним человеком. Впрочем, ритм советской России не совсем отвечал словам этой лирической песни. Образы в ней вечные, и ничего не сказано о созидании нового мира и человека. Стих построен на россыпи сравнений, каждую строфу открывает один и тот же рефрен, анафора. Образ страны в стихе идеальный, и вневременной, и с ностальгией – по прошлому. «Стремиться в храм»: в реальной же России настала пора исповедничества. Пейзаж стиха ясный, солнечный, щедрый: лесные горы, полевые ковры (в цветах), весна. Мать и невеста – еще два знаковых образа, вполне универсальных для любого человека. «Тоску забыть»: старая, порой недобрая, русская тоска. «Любовь любить»: чувство одушевляется, возводится в абсолют. «Бессмертным быть»: вне плена этого мира, его ужасов и собственных ошибок. Лексика стиха проста, но одухотворена, интонация чуть задумчивая. Все строфы построены по единому принципу, с чередой выразительных тире, повторов, перечислений, многоточиями и единственным восклицанием в финале. В своей зрелой лирике поэт часто отказывается от приемов, сделавших его когда-то скандально знаменитым. Вот и здесь никакого эксцентрического словотворчества, урбанистического пейзажа, примет эпохи модерна. Его лирический герой больше не занят собой, он словно поет отходную по исчезнувшему миру и собственной жизни.

«Запевка» И. Северянина во всей полноте может быть понята лишь в контексте эпохи и биографии самого автора.

ПРИМИТИВА

Я слишком далеко зашел,
Полушутя, полусерьёзно…
Опомниться еще не поздно:
Недаром я тебя нашёл.

Всё на поэзию валить —
Ах, значит ли всегда быть правым?
И с помышлением лукавым
Тебя мне можно ль заслужить?

Я жил все годы как-нибудь,
Как приходилось, без отчёта…
Я тяготился, от чего-то
Себя стараясь обмануть.

Халатность это или лень —
Я не задумывался много
И, положась на милость Бога,
Всё верил в поворотный день.

Я знал, что ты ко мне придешь
С твоим лицом, с твоей душою,
И наглумишься надо мною
За всю мою былую ложь.

Сначала будет грусть и тишь,
И боль, и стыд в душе поэта.
Потом я «обновлюсь». За это
Ты праведно меня простишь.

1915

Поделитесь с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *